FTC: Кризис – время для развития

Сегодня редакция BizavNews беседует о текущей ситуации в отрасли деловой авиации и о возможностях развития в период пандемии с Александаром Симичем, председателем совета директоров швейцарской компании FTC Group, хорошо известной и на российском рынке.

Александар, добрый день! Разговор хотелось бы начать с того, что такое FTC Group сегодня, и какой Вы видите компанию завтра?

FTC Group — это молодая, динамичная и энергичная компания, с многонациональным коллективом. Он уникален, потому что совмещает одновременно культуру западной и восточной Европы. На мой взгляд — это наша основная ценность. Другими словами, наш главный актив — это наши люди. Группа FTC собрала коллектив лучших специалистов в отрасли, которые разделяют общее видение, цели и приоритеты.   

Мы не стремимся конкурировать с крупнейшими игроками на рынке бизнес-авиации и не следуем чьей-то «ролевой модели», но, в свою очередь, мы хотели бы стать достойным примером для будущих новых игроков на рынке.  

В настоящее у нас в управлении 8 воздушных судов. В обозримом будущем нашей компании я вижу 12-15 самолетов. Это будет последовательное, контролируемое развитие. Мы не хотели бы разрастаться только лишь для того, чтобы сказать: «смотрите, мы растем по-крупному!», теряя при этом в качестве. 

Как вы можете оценить текущую ситуацию в деловой авиации?

Если судить по пресс-релизам и заявлениям некоторых операторов, которые мы видели в последнее время, то может сложиться впечатление, что бизнес-авиация сейчас испытывает буквально взрывной рост спроса на услуги. 

Но, я думаю, это правда лишь отчасти. Ведь, и бизнес-авиация тоже была в значительной степени затронута пандемией, и в течение всего летнего сезона она пыталась восстановиться после резкого спада. Очевидно, бизнес-авиации понадобится еще год или, может быть, даже два, чтобы вернуться к цифрам 2019 года, который я бы назвал достаточно успешным для отрасли в целом.

Читайте также  ЦПК принял переданные весной самолеты Ту-204

Изменилось ли, на ваш взгляд, поведение клиентов в сравнении с «нормальными» временами? 

Будет неправильным сравнивать «тогда» и «сейчас». Пандемия — это вообще ненормальная ситуация сама по себе! Всем компаниям в отрасли пришлось срочно заново найти и заново позиционировать себя в этой ситуации. Множество невиданных ранее процедур стали насущной необходимостью — для того, чтобы не просто обеспечить безопасность полетов, но еще и эпидемиологическую безопасность, и заботу о здоровье.

Как поменялись предпочтения клиентов в выборе типа воздушного судна?

Хороший вопрос. Сейчас люди начали искать доступные во всех смыслах способы передвижения. И все чаще, при заказе чартерного бизнес-джета уже не так важно, каким будет самолет или размер салона, важнее — цена полета, и возможность его совершить в принципе.

Какие, по вашему мнению, основные трудности, с которыми сталкивается бизнес-авиация в период пандемии COVID-19?

Главная проблема на сегодняшний день — это ограничения на полеты в большинстве стран. Это создает большие трудности в организационном обеспечении полетов и планировании, а также летным департаментам. Экипажи не могут получить достаточный налет, необходимый для того, чтобы их лицензии оставались действительными.

Кроме того, еще и падение пассажиропотока, очень ощутимое. При этом, наши расходы и себестоимость тоже выросли: требуется новое оборудование и средства индивидуальной защиты, и для сотрудников, и для экипажей, и, разумеется, для пассажиров.

Увеличилось время простоя воздушного судна на земле, разворот между рейсами занимает намного больше времени. Мы очень тщательно проводим дезинфекцию на каждом рейсе. 

Возможно ли развитие компании в период пандемии, или вы стараетесь сохранить хотя бы то, что есть?

Несмотря на то, что пандемия, разумеется, застала нас врасплох — как и всех, но мы были внутренне готовы к кризису или чему-то подобному. Мне приятно сообщить о том, что нам не пришлось увольнять людей, и мы не сокращали зарплаты и положенные выплаты персоналу. 

Читайте также  Коронавирус ударил по перелетам, но не по продажам

Когда стало очевидно, что за пандемией последует рецессия, мы, как я уже сказал ранее, и к этому были готовы. И мы подумали, — а может быть, мы можем выйти из этого кризиса не с потерями, а с новым приобретением?   

Мы приняли решение приобрести компанию Swiss Executive Aviation, которая заслужила хорошую репутацию на швейцарском рынке, и интегрировать ее в нашу группу компаний. В итоге успешной сделки по покупке компании, мы провели ребрендинг Swiss Executive Aviation. Теперь это – FTC Jet Management. Новая команда отлично вписалась в наш коллектив. Компания имеет отличный опыт по управлению среднеразмерными воздушными судами, начиная с Cessna Citation XL и вплоть до Legacy 650.

Что получат клиенты после приобретения вами Swiss Executive?

Главное преимущество состоит в том, что мы можем расширить нашу сеть и объединить возможности, это хорошо, как для наших клиентов, так и клиентов, которые раньше работали со Swiss Executive Aviation.

Какие услуги вы планируете развивать в будущем?

Честно говоря, мы все время думаем о новых услугах, которые можно было бы предложить. У нас, например, есть одобрение на услуги по продлению летной годности от авиационных властей Сан-Марино и Каймановых островов. Соответственно, одна из вещей, которую мы планируем запустить, это полный цикл CAMO — не только для клиентов FTC, но и для сторонних клиентов. 

Еще одна услуга, о которой мы думаем, это брокерские услуги на рынке бизнес-авиации. У нас уже есть некоторый опыт и в лизинге, и в покупке/продаже самолетов.   

И третья возможность, которую я лично вижу — это развитие услуг по консалтингу и обучению персонала, не только для сотрудников, которые организуют рейсы, но и для руководителей, менеджмента. В том числе по вопросам безопасности полетов и управления, которые я разработал и внедрил, преподавая в университетах. 

Читайте также  Покупаем частный самолет: что нужно знать

Какие типы самолетов сейчас наиболее интересны к приобретению на вторичном рынке?

Это довольно каверзный вопрос, потому что рынок в настоящее время весьма нестабилен и изменчив. Но если, все же, попробовать остановиться на каком-то самолете, который подошел бы требованиям большинства клиентов сегодня, я бы отметил Cessna Citation Excel. Это весьма востребованный сегодня самолет. Ну и, пожалуй, не теряющий актуальности Legacy 650. Он хорошо сбалансирован по соотношению стоимости и размера, и хорошо подходит под запросы многих клиентов. Но, все же, выбор всегда зависит от очень многих факторов. 

Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть одну из наших сильных сторон: мы успешно сотрудничаем и с производителями, и с брокерами, которые продают самолеты. Это дает возможность резервировать самолеты в производстве, или находить идеально подходящий самолет на рынке. 

Что лучше делать сейчас: продавать самолет или покупать?

И то, и другое! Ситуация с пандемией сильно повлияла на владельцев самолетов. Некоторым сейчас, возможно, нужно избавиться от лишних активов, содержание которых в данный момент обходится дорого. Но есть ряд клиентов, которые приходят к выводу, что как раз сейчас им нужен собственный бизнес-джет, и — самое время его купить.

Поэтому, я бы сказал, что сейчас хороший момент и для продажи, и для покупки.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий